Главная » За кадром » Формула шедевра или загадка фотографии

Формула шедевра или загадка фотографии



Четверг, 18 августа 2011

Сегодня Всемирный День Фотографии и мне захотелось разобраться из каких же снимков получаются шедевры? В наше время фотокамеры есть практически у каждого – будь то мыльница, телефон или профессиональный фотоаппарат. И, наверное, нет человека, который бы хоть как-то не фотографировал.

Myst

Image 1: Myst. Никак не мог подобрать картинку, но если уж фотография — это загадка, то пусть и будет загадка.

Интересно, а существуют ли критерии оценки фоторабот? Какая фотография не оставит равнодушным большинство зрителей и почему? Предлагаю поразмышлять над этой сложной темой.

«Если бы я знал, как сделать хорошую фотографию, я бы делал это все время». Robert Doisneau.

Мне кажется, чтобы разобраться нужно, понять, какие факторы оказывают влияние на восприятие фотографии.

  1. Эмоциональная насыщенность. Фотография должна нести какой-то эмоциональный заряд. Если нас не трогает изображение, вряд ли мы станем его рассматривать.
    Люди и их чувства, изображенные на фотографии, несут основную смысловую нагрузку в портретах.
    На настроение снимка так же влияет психическое и физическое состояние самого фотографа в момент съемки. Если фотограф в плохом настроении или устал, вряд ли он сможет получить хорошую фотографию.
    Кроме того, есть некоторые технические приемы, которые помогают восприятию. Почему некоторые изображения комфортны для нашего зрения а некоторые, наоборот, создают напряжение и, соответственно, вызывают разные эмоции?
    Рассмотрим их ниже. Возможно, каждому пункту следует посвятить отдельный пост, но пока коротенько:
  2. Архитектура кадра – “кирпичики” фотографии.
    • Композиционная “правильность” . В частности, правило третей, утверждающее, что у любого изображения есть четыре точки – области наибольшего визуального интереса. Эти центры “золотого сечения” находятся в месте пересечения четырех линий, которые делят изображение на девять равных прямоугольников. Именно в таких местах (углах среднего прямоугольника) и следует размещать объект съемки или элементы, представляющие наибольший интерес. Так же следует учитывать и приятные композиционные формы. Например, S-образная композиция часто используется в женских портретах. Есть еще несколько приятных для глаза композиций в форме L, C и Z.
    • Линии. Линия может быть реальная, которая образует композиционный рисунок, и подразумеваемая, которая может направить зрителя к главному элементу фотографии. Вертикальные и горизонтальные линии статичны и спокойны, а диагональные придают динамику.
    • Свет. Угол падения и направление света создает разный рисунок светотени. Например, верхний свет создает бестеневое, симметричное освещение, называемое гламурным. А задний свет придает снимку дорогой “голливудский” (контурный) эффект. Светом можно управлять настроением. Например, в фильмах часто используют боковое освещение для создания драматического настроения.
    • Контраст. Смещение тонов изображения в одну или другую сторону – тонкий психологический инструмент фотографии. Светлая тональность изображения и “высокий ключ” вносит спокойствие. А, темная тональность изображения и “низкий ключ”, наоборот, создает драматическое напряжение.
    • Ритм, симметрия и ассиметрия.
    • Цвет и колорит. Что касается цвета, то восприятие его у каждого свое субъективное и зависит от времени суток и того же освещения. Есть, конечно, некоторые общие моменты восприятия цвета и сочетания цветов. Но это больше вопросы психологии. В частности, красный – цвет страсти, возбуждающий, зеленый – успокаивающий. В тоже время отсутствие цвета, то есть черно-белая фотография по вкусу большинству зрителей.

А вот какие качества присущи работам мастеров и предлагаются как алгоритм оценки по версии учебников по фотографии:

  1. Техническая грамотность снимка. Бесспорно, выбор правильных параметров съемки – не вопрос для грамотного фотографа. Работа не должны выглядеть “сырой” и недоделанной. Например, отсутствие резкости на важном элементе снимка может перечеркнуть хорошую задумку автора.
  2. Оригинальность. Зачастую новый ракурс, или необычный взгляд фотографа на обычную вещь может по-новому изобразить ее. И это всегда вызывает определенный интерес.
  3. Общественная значимость. Интересно, а имеет ли какую-либо художественную и культурную ценность фотоснимок цветка или фотографии паутины?
  4. Образность. Автор должен уметь выразить некую идею фотографической формой.
  5. Аурность. Что-то из области бессознательного. Я бы сказал – цепляет или нет…

А что для Вас фотография и по каким параметрам Вы оцениваете фотоизображение? И существует ли, вообще, формула успешной фотографии?

Источник: www.photo-revue.ru
Альбомы и книги с фотографиями знаменитостей и известных фотографов.


Теги: .

Похожие записи

Рубрика: За кадром

15 комментариев на " Формула шедевра или загадка фотографии "

  1. Сфотографируйте Солнце сбоку, или внутренности компьютера через экран! Вот это будет супер. Это ко второму пункту.
    Я не знаю по каким параметрам я оцениваю фотографии. Просто мало чего найдётся скучнее, чем рассматривать банальщину об отдыхе сослуживцев на шашлыках или за новогодним столом. Правильно написано в четвёртом пункте — нет идеи — нет и фотографии.

    • Сергей Юрченко:

      Спасибо, Евгений, за мысль насчет внутренностей компьютера — давно хотел сфотографировать. Правда это не оригинально. Уже и корпуса стали прозрачными делать и подсветку специальную. У меня такой нет.

      Не согласен насчет банальщины об отдыхе. Это ведь как снять.

      А насчет идей для фотографии была мысль рубрику сделать.

      • Здравствуйте! Тоже позволю себе не согласиться с Женей. В чем банальность, в простоте? Лично я, посмотрев такие снимки — (шорты/рейтузы/арбузы), могу узнать о этих людях кое-что дополнительно для себя;)
        И… лучше позже, чем никогда: Сережа, с Праздником вас! Желаю найти в фотографии то, что давно искали.
        *Я еще тепленькая (после путешествия) Немножко позже приглашаю вас в гости покритиковать мои снимки. Конечно старалась «донести момент» своим потертым СуперШотиной)) Приходите!=)
        (Яна)

        • Сергей Юрченко:

          Спасибо, Яна. Да, праздник, так, условный, все в работе. «Будем искать»…

          В гости зайду, обязательно.

        • Банальность не в простоте, разумеется. Просто скучно. И вот теперь я подумал, почему скучно-то? Да потому, что фотографируют все кому не лень, не умеючи, и модели тоже хороши — тычутся в объектив своими натянутыми улыбками или застывают в искусственных и стандартных позах. И вот вам формула успешной фотографии пикника — фотографировать должен профессионал, а люди не должны позировать. Это всё-равно, что хороший режиссёр. Он может снять классный фильм без участия профессиональных актёров.

          • Сергей Юрченко:

            Вот! Действительно — «фотографировать должен профессионал, а люди не должны позировать»! Иначе это называется — репортажная съемка, а для свадьбы — свадебная фотожурналистика. Любое мероприятие нужно снимать как бы со стороны, тогда потом будет интересно смотреть.

  2. Вы правильно сказали: «фотография должна цеплять». Если не «цепляет» — в лучшем случае, это хороший снимок — худший случай даже рассматривать не буду. Алгоримт оценки фотографии для меня простой: сумел ли я, как фотограф, донести свою идею, свое видение, до моих зрителей. Если я сам сумел ответить себе на этот вопрос — значит фотография «состоялась». Опустим все моменты: фото должно быть читаемым, правильно скадрированным и так далее — это и так всем понятно. Мне кажется, что главная «изюминка» должна быть внутри самого фотографа, передал ли он свое видение зрителям, или нет. Вот по этому признаку я и оцениваю фото.

    • Сергей Юрченко:

      А мне, Владимир, очень сложно ответить самому себе: состоялась ли моя фотография. Я ведь ее оцениваю иначе, чем зритель. Я обязательно замечу какой-то ляп (или композицию можно было лучше или что-то лишнее в кадре и т.д.).

  3. Я когда смотрю на фотографию, я прежде всего обращаю внимание на композицию, потом на оригинальность снимка и уж потом на качество фото.

    • Сергей Юрченко:

      А я, Сергей, все за качество переживаю. Мне кажется, что если даже момент пойман удачный, а, например, резкость ушла — всё — это брак. Хотя, сами участники съемки обычно такими снимками дорожат.

  4. «Не согласен насчет банальщины об отдыхе. Это ведь как снять» : +1

    как-то видела фотографии с поездки на шашлыки одного фотографа, на Никон 85 1.4, с идеями с обработкой, с настроением — просто здорово !!

    И шашлыки тоже нужно уметь снимать !!

    • Сергей Юрченко:

      Согласен. Правда и без художественного оформления можно сделать красиво.

      Когда на фотографа перестают обращать внимание, начинается настоящая живая фотография. Самое время и шанс сделать хороший репортаж, который будет интересно смотреть. И тут все зависит от опыта и мастерства…

  5. Фото — супер! Это Вы так сняли или монтаж?

    • Сергей Юрченко:

      Спасибо. Я снял, Галина, плюс немного фотошопа с части насыщенности.

  6. мне кажется шедевры часто получаются случайно, просто надо поймать момент

Добавить комментарий на Евгений Сусманович